
Неожиданная правда о майнинге 2025 года

Почему рухнула рентабельность? У крупных публичных операторов себестоимость добычи (без учёта капитальных затрат) держится на уровне $40 000+ за BTC. Для тех, кто не успел модернизировать оборудование или обеспечить доступ к дешёвой энергии, экономика ушла в минус. Рост энерготарифов, удорожание оборудования, эффект халвинга сокративший награду за блок и высокая конкуренция, толкающая сложность сети вверх и стала основной причиной.
На все перечисленное рынок ответил консолидацией. Гиганты вроде Riot, Marathon и Hut 8 поглощают мелкие фермы, выкупают оборудование и даже инвестируют в энергетические активы. Майнинг перестаёт быть самоцелью и лидеры превращаются в «энергетических дата‑центровых операторов», где добыча BTC лишь один из потоков выручки.
На сцену вышли новые направления: HPC (высокопроизводительные вычисления); ИИ‑вычисления, облачные сервисы и рендеринг. Фермы эволюционируют в мультифункциональные площадки, ведь сегодня они могут майнить, обучать нейросети и предоставлять мощности для облачных решений.
Геополитика хешрейта переваривается и Россия закрепилась во втором эшелоне (~16 % хешрейта) благодаря дешёвой энергии в Сибири и на Дальнем Востоке, но сталкивается с ограничениями из‑за санкций. Латинская Америка и ОАЭ формируют новые хабы, опираясь на избыточную генерацию и лояльное регулирование. Китай остаётся теневым игроком, но все же сохраняя заметное влияние.
Кто выживет в этой новой реалии с новыми правила игры, которые становятся новыми фильтрами для перекроения рынка? В России формальная легализация сочетается с неожиданными повышенными налогами, но с дешевой электроэнергией. В США пряничный домик, где Техас стимулирует индустрию, Нью‑Йорк давит. А вот «Гавани» вроде Сальвадора, Узбекистана и ОАЭ привлекают инвесторов стабильными правилами и дешёвой энергией.
Текущий 2025 год поставил точку в эпохе «майнинг в гараже». Майнинг стал энергетико‑цифровой индустрией с миллиардными оборотами и профессиональной конкуренцией, где ключевые тренды - энергия как главный ресурс; консолидация когда гиганты строят собственные энергоисточники, продают излишки тепла, монетизируют мощности через ИИ и облака; регуляторная мозаика стран с чёткими правилами; децентрализация, где сеть меньше зависит от одной страны, но три центра (США, РФ, скрытый сегмент Китая) по‑прежнему задают тон.
Майнинг больше не зависит исключительно от курса BTC. Выживают те, кто умеет управлять энергией и капиталом.












